Эта история в нескольких частях о том, как я сдавал на права. Из неё вы узнаете, какие нынче условия получения прав, в какие автошколы не стоит идти учиться, а в какие — стоит. Итак, поехали.
Впервые вопросом получения водительских прав я озаботился году эдак в 2008-м. Тогда я жил у бабушки, далеко от метро, ежедневно ездил полтора часа на работу, и однажды мне пришла в голову мысль, что раз уж толкаться 1,5 часа в пробке, то я мог бы провести это время с комфортом в машине. Да и быстрее бы доезжал, чем за 1,5 часа — не нужно было бы ждать маршрутку, останавливаться на остановках и т.п. Короче, слегка погуглив, опросив пару знакомых, я выбрал «Автошколу Онлайн» и забегая вперёд скажу, что это было ошибкой. Впрочем, в то время выбрать такую автошколу (необязательно именно её, просто любую, исповедующую схожие принципы, о которых ниже) было ещё ошибкой небольшой, сегодня же это реально помеха на пути к правам.
Преимущества «Автошколы Онлайн» состояли в том, что она имела «филиалы» по всей Москве. Практически в любом районе можно было ходить на теорию и практически в любом районе — водить. Ну, конечно, если расписание подходит. Я жил на Ярославке, 20 минут от ВДНХ, работал — на Семёновской. И выбрал проходить теорию на Семёновской.
На то время я отдал за полную («расширенную») программу автошколы, кажется, рублей 12000. Уже не помню, включалась ли в эту стоимость практика или я оплачивал её отдельно,
это уже и неважно — цены нынче совсем другие, как и время обучения. Тогда вся программа занимала не 3,5–4 месяца как сейчас, а меньше. Нужно было отходить 10 занятий по теории (у нас было по одному в неделю), плюс практика. Правда, до практики там было ещё 4 занятия на тренажёре и 1 занятие — просто по рулению. Заводили в класс, в котором стояли парты, к каждой из которых был прикреплён руль. И целый час учили этот руль крутить.
В то время мне (как, наверное, и многим из вас сейчас) это тоже казалось преимуществом. Мол, уж научат, так научат. Но уже сейчас, имея права, полученные благодаря другой автошколе, я понимаю, что это не так. Как и первое преимущество — обилие филиалов по всей Москве, столь усиленная программа оказалась большим недостатком. Чуть позже объясню.
Так вот. На инструктора по вождению жаловаться не приходилось — мужик был толковый, правда, сам соблюдать правила не любил. На первом же занятии, когда я сидел ещё на пассажирском сиденьи и мы выдвигались на «площадку», он газанул под 100, пересёк одним махом два ряда, чтобы съехать с эстакады на ответвление, проехав не только по сплошной, но и по островку безопасности (и всё это без поворотников), а потом спросил меня, какие правила дорожного движения он только что нарушил. Моё перечисление нарушенных им пунктов ПДД как раз и заняло всю оставшуюся дорогу до «площадки».
И вот тут первая причина, почему автошкола, имеющая филиалы по всей Москве — это плохо. Нормальной, оборудованной площадки там, разумеется, не было — просто нереально в современных условиях обеспечить по площадке в каждом районе. Мало того, что поближе к дому и к работе найти инструктора, чтобы совпасть с ним по времени, мне так и не удалось и я водил в районе 1905-го года (т.е. примерно одинаково далеко и от работы и от дома), так ещё и заниматься приходилось на территории под эстакадой. Инструктор просто выставлял мне фишки «на глаз» для каждого упражнения.
Когда катаешься по кругу на площадке, выполняя одно упражнение за другим, как-то учишься гораздо быстрее и лучше. Ведь, вторая попытка выполнить заваленное упражнение появится только спустя круг — это способствует лучшему его запоминанию.
Здесь не так. Плюс, нормальной «эстакады» на той импровизированной «площадке» тем более не было — для её отработки мы ездили на какую-то улицу, идущую слегка в горку. Горка эта была так себе, а потому «эстакада» была первым же упражнением, которое я завалил на ближайшем внутреннем экзамене. Я просто не привык к нормальным наклонам и что машина может откатиться на пару сантиметров и это нормально. На той-то улице она у меня вообще не откатывалась — наклон был «детский».
В целом же, я показывал невероятный прогресс. Быстро схватывал, быстро сел за руль, и мы с инструктором рассекали под 90 км/ч по просторам северо-запада Москвы, беседуя на разные отвлечённые темы.
В общем, в конце обучения всех учеников ждал внутренний экзамен. Причём, полностью как в ГИБДД — теория, площадка, город. Да ещё и ужесточённый — за отведённое время для теории нужно было решить не один, а два билета. А на площадке все габариты были сужены настолько, чтобы вписаться в них можно было только по одной-единственной траектории. К примеру, самое главное при выполнении параллельной парковки было прижаться в самом начале упражнения к правой стойке вплотную (чтобы чуть ли не зеркало её касалось) — в противном случае сдавая назад, в повороте, машина задевала бампером левую стойку. И подавать вперёд на экзамене при выполнении этого упражнения было нельзя (в ГИБДД можно — за 3 штрафных балла).
Тут стоит отметить, что экзамен проходил на вполне определённой площадке, а учились все, напомню, по всему городу. Тогда это не было такой большой проблемой, но сегодня, поговаривают, в «Автошколе Онлайн» запись на внутренний экзамен — на 2 месяца вперёд.
Кстати, площадку в автошколе мы сдавали не на машинах автошколы, а на чём попало. Там были какие-то мужики–«энтузиасты», которые привозили свои разбитые вёдра с болтами. Мне на первом экзамене попалось такое ведро, у которого был сорван ручник — мужик мне строго-настрого запретил его трогать, а потому в горку (напомню — с гораздо большим наклоном, чем я тренировался; собственно, когда я на неё заехал, то не видел в лобовом стекле ничего, кроме капота и облачков на синем небе) я трогался с обычного тормоза. И всё завалил.
Вы, наверное, скажете, что так и надо — мол, пусть кандидаты в водители учатся ездить не на одной отдельно взятой машине, а на чём попало, на любом ведре с болтами. Возможно, я даже с вами соглашусь, с той поправкой, что вообще-то учить ездить надо не на экзамене, а до экзамена. Соответственно, и ученика в разные машины надо сажать ещё на этапе обучения (и это, кстати, было возможно во второй автошколе, благодаря которой я в итоге и получил права). Экзамен — он же не для обучения придуман, а для проверки уже наработанных знаний и умений.
В общем, площадку в «Автошколе Онлайн» я сдал со второго раза. Второй раз попалась уже машина автошколы, так что, проблем не возникло.
Дальше был город. На улице уже стоял ноябрь (пошёл я учиться в июне), было холодно. Экзамен начинался от дверей автошколы, однако внутрь, погреться, никого из примерно 30 человек, ожидавших своей очереди, не пускали. Все стояли на улице, мёрзли, а потом, садясь за руль, пытались унять трясущиеся ноги.
Первый экзамен я не сдал потому, что... а потому, что иди в жопу, вот почему. Наверное, покопавшись в памяти, я вспомню пару ошибок, которые допустил тогда (одна из них — достаточная, чтобы сразу не сдать экзамен), но тогда мне их никто не объяснил. То есть, мне даже не сказали, что конкретно я сделал не так.
Второй экзамен я сдал. Но главный инструктор автошколы не захотел его мне ставить — ему показалось, что я как-то неуверенно себя чувствую и предложил прийти ещё раз, без доплаты (за каждую сдачу экзамена, кроме самой первой, нужно было платить деньги).
Эту пересдачу я пропустил по причине работы — задержали. И пришлось снова платить.
А в третий раз я не заметил светофор для пешеходов, прятавшийся в кустах во все нарушения ГОСТа, так что, совершенно зря их пропустил.
После этого раза я решил дождаться весны и пересдавать уже когда хоть чуть-чуть потеплеет. Ну потому, что когда ты после двух часов стояния на морозе садишься за руль, то адекватное вождение, без волнения и всего такого, сложно выдать. Никто ж не давал включить печку и минут 5–10 погреться.
Ну а после я переехал жить в Новогиреево, в съёмную квартиру, стал ходить пешком 400 метров до метро, перестал интересоваться погодой на улице (можно было особо не одеваться даже в -30 — работал я тоже рядом с метро) и подумал — а в жопу эту машину. И полюбил метро.
На этом заканчивается первый этап истории «как я получил права».
Продолжение следует