Париж продаёт на весь мир свои достопримечательности, «замазывая» остальную часть города неким романтическим налётом, мол: влюбиться в Париже, поесть круассан в кафе с утра, музыка в стиле шансон (настоящий шансон, а не Михаил Круг и прочие с ним демоны) и т.п. Короче, ничего конкретного.
Проблема в том, что Париж действительно состоит из достопримечательностей и некой серой массы — остальной части города.
Видите буквы на башне?
В Париже не так. В Париже всё абсолютно одинаковое — одинаковые дома, одинаковые улицы, которые пересекаются в самых неожиданных местах ровной паутиной. Перекрёсток из двух дорог в Париже вообще редкость, кстати. Поэтому здесь на каждом шагу — светофор. Вот буквально через каждые 100 метров. Идёте вы пешком или едете на машине — вы возненавидите светофоры очень скоро.
Поэтому я не удивляюсь, почему культура вождения в Париже крайне низкая. Маленькие машинки не боятся лезть под огромные автобусы (которых, кстати, в Париже пруд-пруди — непонятно зачем), присутствующие в изобилии скутеристы могут запросто выехать на тротуар.
Отдельная история — парковки. Точнее, как паркуются парижане. И вот тут я снова хочу вспомнить парижские достопримечательности. Дело в том, что все они — огромные. Огромный Лувр, огромный Дом инвалидов, огромная Опера — всё огромное. Огромные площади — прямо советских масштабов. Но вокруг всего этого — узкий город, в котором очень мало места.
Поэтому здесь очень популярны скутеры (особый шик — трёхколесные скутеры — в них удобно стоять на светофорах через каждые 100 метров) и Смарты. А когда парижане паркуются в центре — они не ставят на ручник, чтобы машину можно было оттолкнуть.
Мы видели одну такую сцену, как пытающийся выехать из плотно припаркованного ряда машин автомобилист буквально расталкивал соседние. Когда он всё-таки выехал, Смарт, который он толкал активнее всего, покатился с небольшой горки в следующую машину. Катился медленно, но скорость постепенно набирал. И если бы не сердобольный турист-китаец, как и я, с удивлением наблюдавший эту картину, смачно врезался бы. Но китаец придержал его руками и Смарт плавно остановился ровнёхонько бампер-к-бамперу.
Поэтому в Париже у всех машин помятые или потёртые бамперы. О таких вещах, как столкнуться бамперами, здесь вообще не беспокоятся.
А ещё есть такая штука, как «французский балкон». По сути, это полное отсутствие балкона, просто окна открываются в пол (как две балконные двери), а за ними — железная перегородка, чтобы не вывалиться на улицу.
Ещё отличной иллюстрацией тесноты Парижа будет история посещения кафешки. Пошли мы с коллегой подкрепиться — кстати, долго искали где. Цены в Париже высокие, есть — очень дорого, и не факт, что будет вкусно. Нашли одну не очень большую, но и не маленькую забегаловку, довольно тесную внутри (но в Париже так везде).
В забегаловке было пусто — занят был только один столик только одним мужиком. Мы сели неподалёку за столик для двоих, но потом посчитали его слишком маленьким для наших русских масштабов и пересели за соседний — на четверых. В-принципе, по московским меркам он был всё ещё на двоих — может, какое-то кафе и может позволить себе предоставлять такие места на четверых, но место, где готовят что-то посерьёзнее круассана — точно нет.
Но как только мы пересели, хозяйка довольно резко сказала нам, что это столик на четверых. Не «excuse me, sir», не «would you please» — ничего такого. Просто «Это столик на четверых». Ну и таким, знаете, ультимативным тоном. В общем, мы огляделись вокруг, увидели пустую кафешку с одним мужчиной за одним столиком, и ушли.
Мем «педальный конь», оказывается, родом из Парижа
В другой кафешке хозяин был более приветлив и не возражал против того, чтобы мы сели за столик на четверых. Так что мы отобедали там, оставив по 30 евро за человека. Из этих денег 9,90 стоил бокал пива 0,5 л. Можно было, конечно, сэкономить, взяв за 5 евро 0,25 л, но это как-то совсем чересчур и нищебродство. Пиво 0,25л... Ладно бы ещё 0,33.
В общем, Париж нереально дорогой. Ничуть не удивлён, что тут запретили Убер — мы ехали как-то в один ресторан, от отеля минут 15. Причём, эти минут 15 мы ехали останавливаясь почти у каждого светофора через каждые 100 метров. Поездка обошлась в 30 евро. 30 евро, Карл! Интересно, сколько здесь стоит доехать от аэропорта в центр.
А в последний день я пошёл в Макдональдс в торговый центр Galeries Lafayette Haussmann (это был ближайший Макдональдс к отелю). Чем-то то ли отравился, то ли перепил накануне, и ничего другое в горло просто не лезло. Пришёл без десяти 11 и с удивлением выяснил, что они ещё не работают. Но могут продать мне кекс с колой. Привычных нам завтраков нет — только кекс и кола. Ну ладно, взял, а то дико есть хотел, а через 10 минут заказал ещё и гамбургер. Что-то около 3,5 евро за гамбургер+картошку+колу, если мне память не изменяет.
Лувр
Ну и отдельная тема — дороги. Едешь в аэропорт Шарль-де-Голль — заплатка на заплатке, покрытие меняется чуть ли не через каждый километр, зато ограничение скорости — вплоть до 130 км/ч. А ещё где-то на полпути к аэропорту дикая вонь на протяжении нескольких километров. То ли посевы удобряют, то ли очистная станция там, но воняет — будь здоров. Отличный привет иностранцам, которые только-только прилетели в Париж и едут в город :)
Тот самый собор